В условиях санкционного давления и повышенного запроса общества и бизнеса на справедливость требовалось увеличить налоговую нагрузку на последний. С этой целью государство в рамках экономического патриотизма с 2025 года провело «донастройку налоговой системы». Из наиболее важного:
- произошла фактическая отмена (при формальном сохранении) УСН с доходов свыше 60 млн рублей. УСН с обязательным НДС (а в некоторых случаев ещё и без вычетов) — это уже никакая не «упрощёнка», это «усложнёнка» — хуже ОСН;
- введены в законодательство (расплывчатые) понятия дробления бизнеса и добровольного отказа от него, запущена (и уже начала саботироваться налоговиками) амнистия по дроблению;
- пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ (касается в т.ч. ИП на ОСН);
- увеличение налога на прибыль до 25% (но почему-то без прогрессивной шкалы);
- страховые взносы по факту также выросли вследствие существенного увеличения предельного размера доходов, увеличения МРОТ и распространения льготы для МСП на доходы свыше 1,5 МРОТ (а не однократного МРОТ, как было раньше).
Всё это формально сделано во исполнение Послания Президента РФ Федеральному собранию (февраль 2024 г.), в котором отмечалось, что по сути «государство подталкивает бизнес к дроблению — к другим способам так называемой оптимизации фискальной нагрузки». «Они должны отказаться от дробления. Никаких санкций, никакого пересчета налогов не будет. Поручаю плавное, а не резкое увеличение налоговой нагрузки», — заявил Президент. Однако, как мы видим, это «смягчение последствий перехода на ОСН» сводится к тому, что теперь они просто наступают гораздо раньше — с 60 млн рублей годового дохода (до этого сумма была в 4 с лишним раза выше)! Много вопросов оставляет и запущенная в июле 2024 года налоговая амнистия «в отношении некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации» — в частности, уже есть случаи её саботажа налоговиками, а вопрос защиты от уголовной ответственности по сопутствующим (неналоговым) преступлениям никак не решён.
Налицо — масштабная налоговая реформа, названная в Послании «модернизацией нашей фискальной системы», а потом переименованная в её «донастройку». И состоит она в «более справедливом распределении налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы». То есть налоги выросли, а потребности в их оптимизации у налогоплательщиков, мягко говоря, меньше не стало. На этом фоне временные моратории на налоговые проверки для МСП отменены и заменены на рискориентированный контроль. То есть налоговый контроль усилился, в т.ч. в рамках проверки «добровольного отказа от дробления бизнеса» в целях амнистии. При этом он всё больше «цифровизируется», налоговые органы все шире применяют в нём искусственный интеллект (новая ИАС «Дробление» и специальные отделы по дроблению в ИФНС), аналитическое процедуры и профилактические мероприятия, разнообразные способы «побуждения» налогоплательщиков к «добровольной» доплате налогов.
Как бизнесу изменить свою структуру и схемы работы в 2025 году, «заслужить» амнистию по дроблению, перейти на уплату НДС на УСН — и при этом не разориться? Как жить дальше в новых реалиях «модернизации фискальной системы», ужесточения и цифровизации налогового контроля, а также повышения собираемости налогов для финансирования бюджетного дефицита? Ответам на эти вопросы и посвящен семинар.
Семинар ориентирован на главных бухгалтеров/бухгалтеров, финансовых директоров/специалистов и руководителей компаний, собственников бизнеса, налоговых юристов, специалистов по налоговому планированию.